Утро 4 октября в нашей школе было не совсем обычным. Сегодня - день самоуправления. Этого дня ждали с нетерпением ученики 1-11 классов. Чем же этот день отличается от других? Во-первых, это такой день, когда уроки ведут не учителя, а школьники – учащиеся 9 и 11 классов. Примерно за неделю выбирался будущий директор школы (эту роль доверили ученице 11 класса Плотниковой Валентине), завуч по учебной части (с гордостью выполняла ученица 9 класса Давыдова Ольга), далее шло распределение предметов – кто, что будет вести и какие классы. Кому-то удобнее с маленькими, а кому – со старшими школьниками. Конечно, в школе все друг друга знают. Но закон такой – как будешь вести себя ты, так и поведут с тобой. Поэтому ученики все старались уважительно относиться к «учителям». Был страх, смогут ли дети справиться с этими учениками, а что, если не получится? Но было интересно, было просто весело.
К этому дню тщательно готовилась вся школа. Вместе составляли планы-конспекты, расписание. Некоторые учащиеся впервые себя пробовали в роли учителя.
Что же делали учителя в это время? Конечно, не сидели дома на отдыхе. Они также были в школе и помогали ученикам. На уроках старались не присутствовать, чтобы никого не смущать. Ну, уж если кому-то требовалась поддержка, то сидели и наблюдали. Пока «учителя» работали, виновники торжества присутствовали на совещании при директоре. Праздник праздником, а работа есть работа.
Итак, задумка удалась. Ранним утром, когда в школе нас еще не было, дублеры организовали встречу педагогов прямо при входе. С громким криком «Поздравляем!» каждый учитель получил воздушный шарик (символ легкости и воздушности), сладкий чупа-чупс (чтобы жизнь была сладкой и приятной) и поздравительную открытку с наилучшими пожеланиями. Классные руководители-дублеры также встретили своих учеников и проводили в кабинеты. Время от времени мне приходилось заходить в каждый класс. Радовало то, что дублеры серьёзно подошли к своему делу. На уроке литературы использовались презентации, на географии - работа с картой, на биологии - раздаточный материал. В коридорах – идеальная тишина.
И вот настал тот момент, когда прозвенел звонок с последнего урока. Благодаря тщательной подготовке, поддержке учителей и учащихся команде дублеров удалось провести свои уроки на «хорошо» и «отлично». Дисциплина в школе в этот день была на высоком уровне. Дублёры педагогов-организаторов смогли наладить дежурство по школе так, что и на уроках и на переменах не произошло ни одного ЧП. В школе царила атмосфера сотрудничества и доверия.
Учебный день закончился совместным итоговым педсоветом. Идея провести день самоуправления была удачной – к такому выводу пришли все участники интереснейшего мероприятия. Решено перевести его в ранг традиционных.
PS: Вспоминаю сейчас день самоуправления из своего детства с ностальгией и теплом. Как все было чудесно. Жаль, что время пролетело так быстро, кажется, оглянуться не успела. Двадцать пять лет назад я тоже была дублером и вела уроки, мечтала быть успешным педагогом. А теперь точно знаю - мечты сбываются!
С вами былаСветлана Василькова