Конец ХХ - начало ХХI в. ознаменовался возрождением интереса к национальной культуре, языку, обычаям, традициям, этнокультурным ценностям и образу жизни. Культура, по мнению философа П. А. Флоренского, - это среда, питающая и растящая личность.
В нашей школе есть музей «Исток», который имеет историко-краеведческий профиль. Дата образования утверждена приказом по школе от 13.03.2001. А 18 января 2011 года за высокую результативность и большое воспитательное значение музейной комнате было присвоено звание « Школьный музей».
Работа музея проводится через совет, в который входят обучающиеся, учителя, старожилы села, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла.
Работа проводится по направлениям:
- историческому краеведению,
- церковному краеведению,
- географическому краеведению,
- литературному краеведению.
Экспонаты музея формировались через работу всего школьного коллектива и местного населения. В частности, музей имеет натуральные образцы монет, кандалов, зуб мамонта, самодельных гвоздей, старинной мебели, посуды, других предметов домашней утвари. Это позволило воссоздать образец крестьянской избы начала 20 века.
Много внимания, как самой любимой своей теме, я и мои помощники посвящаем бурятской тематике. Под моим руководством создан макет бурятской юрты с различными предметами быта, сшиты мужской и женский национальные костюмы, костюм шамана, собран богатейший материал по истории образования Усть-Ордынского бурятского национального округа.
Для прохождения аттестации в 2007 году мною было разработано и проведено внеклассное интегрированное мероприятие (краеведение - ИЗО – история) по бурятской культуре «Здесь край мой, исток мой, дорога моя», где обучающиеся 8 класса познакомились с историей происхождения бурятского народа, национальными блюдами, развитием образования, спорта, культуры, здравоохранения и изготовили из бумаги национальные головные уборы. В конце мероприятия попытались станцевать национальный танец «Ёхор» под моим руководством. А также попробовали бурятские национальные блюда (саламат, позы), которые были приготовлены мною.
В 2008 году принимали участие в VIII Международном бурятском национальном фестивале «Алтаргана- 2008», который проходил в г. Иркутске с работой «Костюм шамана», где заняли 1 место в секции декоративно-прикладное искусство.
В 2008 году принимали участие в районной НПК: «Поиск. Исследование. Открытие» с исследовательской работой «Костюм шамана» и получили сертификат участника.
В 2012 году мною разработана авторская программа «История коренного народа Прибайкалья», которую я отправляла на Областной конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области в 2012 году за разработку учебно-методического комплекта «Я живу в Прибайкалье» и получила сертификат участника.
В наши дни одним из актуальнейших вопросов является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Очень часто молодежь не знает особенностей истории своего родного края, не может найти его место во всеобщей истории. Человек, не ориентирующийся в таких вопросах очень часто равнодушно относиться не только к современной истории, но и к рациональному использованию богатств своего края. В итоге может вырасти поколение не только не знающее, но и не ценящее свою малую родину.
Каждый человек, живущий на Земле, должен знать свое прошлое. Ибо прошлое - это судьбы людей с древних времен до наших дней, и оно является памятью народа и учителем жизни. Ничто не возникает на пустом месте. Все достижения современности и прогресс человечества в целом опираются на уроки прошлого. Весь многовековой путь наших предков во всей остроте классовых конфликтов, борьбы правды и лжи, добра и зла как бы проходит перед вами, заставляя о многом задуматься, многое узнать и понять.
Изучая историю Усть – Ордынского бурятского автономного округа, вы обогащаетесь опытом предшествующих поколений с тем, чтобы, познав на материале прошлого законы развития человеческого общества, лучше понять настоящее и увидеть будущее.
В пословицах, поговорках, загадках народов Сибири – бурят, якутов, тувинцев отражается многовековой опыт народа, своеобразный кодекс народа, регламентирующий воспитание подрастающего поколения.
Особое место у народов Сибири занимает культ предков, старших, родителей. Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость, являлись главным хранителем житейского опыта и норм поведения. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение: «без любви к старым нет и любви к детям»; «без дедов нет мудрости, без внуков нет радости»; «советы матери запоминай, наказы отца выполняй» (тувинская).
С момента рождения ребёнок знакомился со своей родословной. Например, бурятские дети должны были знать своих предков до 10-12 колена, знать, откуда они родом, какого племени и рода. Знание про жизнь своих предков важно для того, чтобы ребёнок не терял своих корней, гордился своими родственниками. Через это осуществляется связь поколений. Народный поэт Бурятии Николай Дамдинов так воспел свою родословную:
«В старину когда - то бывало у бурят:
Если вдруг они о предках заговорят,
До двадцатого колена на пальцах сочтут
Всех дедов, прадедов, прапрадедов учтут!
Начинают старики по порядку, учтут не спеша,
Для почину подзовут любого малыша:
А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай,
Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?»(12)
Каждый сибиряк с младенчества усваивает мудрый совет: будь добр с природой. Близкое общение с природой выработало у людей наблюдательность, которая развивает их умственные силы. Разум человека, его мудрость, здравомыслие всегда ценились в народе.
Остроумны и загадки сибиряков. Они развивали мыслительную деятельность, остроумие и сообразительность детей. Так, например, «Заходит мокрый, выходит – сухой» (хлеб) - бурятская; «У рыжего теленка – желтое брюхо» (облепиха)- бурятская; «Богатырь с тонкой талией»(муравей)- бурятская; «Один льет, другой пьет, а третий растет» (дождь, земля, трава) «Огромная желтая сосна имеет двенадцать сучьев. На этих двенадцати сучьях – 365 шишек» (год, месяц, дни) «Что такое девять доблестей мужчин?
1. Превыше всего – согласие.
2. В море – пловец.
3. На войне – богатырь.
5. Во власти – отсутствие лукавства.
6. В работе - мастерство.
7. В речах – мудрость.
8. На чужбине – непоколебимость.
9. В стрельбе – меткость» - бурятская. (10)
Приучение к труду с раннего детства – это положительная традиция народного воспитания бурят, тувинцев, якутов. С трех лет, как правило, малыши вовлекаются в посильный труд, связанный с общими интересами семьи. Так бурятская народная поговорка гласит: «Пусть глаза привыкают к работе». Эта же мысль отражается в ряде пословиц: «Любишь мясо есть - лучше ухаживай за скотом» (бурятская); «Трудолюбивому – почёт, ленивому – насмешки» (тувинская); «Перед неумейкой деревья плачут» (якутская).
С детских лет мы привыкли к словам: «Россия - многонациональная страна». Но не всегда задумываемся о том, какой великий смысл заложен в этой привычной фразе. В нашей стране перемешались множество разных народов, языков и культур. Чтобы сполна ощутить великолепие этой «смеси», нужно помнить о следующем:
1. Каждый народ, каким бы он маленьким не был, достоин уважения и почтения.
2. Проявлять это уважение нужно корректно и искренне.
3. Дружба между народами (как, впрочем, и между отдельными людьми) начинается не с пустых призывов, а с актов конкретной помощи, полезного сотрудничества.
4. Нужно стараться активно овладевать языком, читать литературные произведения, знакомиться с творчеством народов, которые живут рядом с нами.
Это просто замечательно, что мы, живущие в нашей стране, на Земле, такие разные! И, вместе с тем, как похожи друг на друга, когда счастливы и дружны!
Результаты моей краеведческой работы подтверждают, что усвоение этнокультурных ценностей прежде всего зависит от оптимальной структуры учебно-воспитательной системы. Эффективность решения этих проблем будет зависеть от того, насколько полнее мы включаем в эту образовательную систему духовную и традиционную культуру воспитания этносов - как важнейшие компоненты этой системы.
Плотникова Наталья Николаевна,
учитель истории, обществознания, ИЗО,
руководитель школьного музея «Исток»
МОУ Буретская СОШ Усольского района
Иркутской области