Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено немало работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии.
Дети также не готовы к школе из-за педагогической запущенности, в результате недостаточного освоения игровой деятельности. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость, а также приобретают еще и отрицательное отношение к школе и к учебе вообще, поскольку в классе постоянно испытывают неуспех. Эти дети нуждаются в помощи педагогов, психолога. В нашей школе с этой целью работает «Школа будущего первоклассника», целью которой является развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Задачи:
1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.
2. Корректировать нарушения деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
3. Работать над профилактикой и коррекцией нарушения зрения, осанки и физического самочувствия детей.
4. Просвещать родителей и педагогов по подготовке детей к школе, повышать их психолого-педагогическую культуру.
Программа работы с дошколятами направлена на развитие и коррекцию следующих показателей
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) развитие познавательных процессов;
6) умение фантазировать;
7) проявление самостоятельности.
Формы организации занятий
Занятия проводятся с группой детей (14 человек). Продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю учителем начальных классов Чернотович И.Е. и педагогом-психологом Садковой Н.В. Занятия идут по такому расписанию:
- Развитие устной речи
- Математика
- Развитие мелкой моторики рук
- Час развития
Структура развивающих занятий
Все занятия проводятся в игровой форме.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.
Ожидаемые результаты
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу занятий улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.
Сейчас уже формируется школьный коллектив: дошколята знакомятся с правилами, через различные упражнения развивается память, мышление, умение действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также происходит развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки, прививается любовь к школе. Уверены, что работа в «Школе будущего первоклассника» принесет свои плоды.
Педагог-психолог Садкова Н.В.