27 апреля 2012 года в г. Ангарске прошла VI областная научно-практическая конференция «Кирилло-Мефодиевские чтения». На конференции работало 6 секций: «Православные традиции и праздники»; «Православное краеведение»; «Православная история»; «Православное искусство»; «Православие и общество»; «Православие и словесность».
Прошла регистрация участников конференции. Конференция началась с молебна святым равноапостольным Кириллу и Мефодию руководителем Отдела религиозного образования Иркутской епархии протоиреем Владимиром Килиным.
Напутственное слово сказала заместитель директора по НМР Православной школы г. Ангарска Федорова Жанна Геннадьевна.
В 10.30 все участники, руководители и члены экспертного совета разошлись по кабинетам на работу в секциях.
В 13.30 закончилась работа в секциях и мы отправились в трапезную на чаепитие. После был небольшой перерыв. Во время этого перерыва мы познакомились с Православной школой, ее интерьером, сфотографировались.
В 13.40 нас пригласили в актовый зал, где была представлена нашему вниманию лекция кандидата исторических наук, преподавателя НИ ИрГТУ Артема Валерьевича Ермакова о войне 1812 года и ее влияния на историю России и православия.
В 14.30 началась самая торжественная и заключительная часть конференции – награждение. Награждение проводил Протоирей Владимир Килин, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Иркутской епархии РПЦ.
Были вручены дипломы I, II, III степеней и дипломы по разным номинациям. К дипломам были вручены подарки – книги и иконы «Святые равноапостальные Кирилл и Мефодий». Руководителям, тех детей, которые получили дипломы I, II, III степеней, были вручены Благодарственные письма и книги «Непознанный мир веры».
Я, Давыдова Ольга и руководитель Плотникова Наталья Николаевна – учитель истории приняли участие в этой конференции. Мы выступали в секции «Православное искусство» с темой «Колокола и колокольные звоны» и получили за данную исследовательскую работу диплом III степени, икону «Святые равноапостальные Кирилл и Мефодий» и книгу «Переступаем порог храма».
Во все времена незримой силой, наполняющей своим звуком всё внутреннее естество человека, был звон колоколов. Ведь по звону колокола люди шли не только в церковь: с помощью специального колокола собирали крестьян на барщину; особые колокола позора звонили, когда преступника вели на казнь. Колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники.
Кто изобрёл первый колокол - неизвестно. О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 года.
Христианское богослужение с колокольным звоном - затея итальянская и, по легенде, принадлежит она святому Павлину. Будто бы увидел Святой Павлин во сне полевые цветы - колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки... Этот сон так лёг ему на душу, что приказал Павлин литейщикам - умельцам повторить форму этих цветов и научить их петь... Легенды не проверяют, им принято верить - или не верить.
У каждого мастера колокола пели по-своему, так, будто в колокол переходила часть его души. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, крестили как младенца, надевали крестильную рубашку, сообщали ему голос. У него были - крёстные отец и мать, т.е. колокол совершенно уподоблялся живому существу. Разные части колокола называли частями человеческого тела, а история отношений человек - колокол были наполнены драматизмом не меньшим, чем история войн и примирений. С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче. Принято было перед литьём какой-нибудь нелепый слух, распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая - «колокола льют», что означало - привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «Заливаешь». Мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов.
Колокола существуют многих видов и названий: набатные, красные, царские, пленные, ссыльные, благовестные.
Были ещё колокола вестовые. Ими давали знать о приближении неприятеля к городу.
Красными колоколами называли такие, которые имели приятный и благозвучный звон. «Пленные» колокола имеются на колокольнях многих церквей.
«Ссыльные» колокола чаще всего присылались в отдалённые монастыри благочестивыми, но гневными царями.
Особое место среди всех в мире колоколов занимает «Царь-колокол». Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Когда всё было готово к отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении, от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней. До сих пор это чудо- изделие радует и удивляет всех посетителей Кремля. Но, почему именно Царь – колокол? Колокол получил название в первую очередь потому, что украшен изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Именно такие колокола, с изображениями царей назывались «Царь-Колокол». А так как царь - он всегда главный, то всё, на чём было его изображение, должно быть самым-самым. Размер Царь-колокола, почти 200 тонн весом. 6 метров в диаметре, столько же в высоту, а на нижнем крае колокола можно прочитать надпись: «Лил сей колокол, российский мастер Иван Фёдоров сын Моторин с сыном своим Михайло Моториным».
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет своё название и значение. Колокольный звон разделился на три основных вида:
1. Благовест
2. Перезвон или перебор
3.Собственно звон.
Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.
Перезвон - это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или, наоборот, с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.
Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон - Угрезвон, двузвон, будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарём, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.
А ещё есть прекрасное, мелодичное звучание колоколов и называется это звучание Малиновый звон.
В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается, вновь всё звучнее раздаётся колокольный звон. Появляются новые колокола, да ещё какие!!! Уже разлетелась молва о колоколах храма Христа Спасителя, возрождённого из небытия. По благословению ныне покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, был учреждён фонд «Колокола России» который возрождает древние традиции колокольного искусства. Сегодня к колоколам, как к части нашей истории, приковано пристальное внимание, в том числе первых лиц нашего государства.