Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Главное меню

ВНИМАНИЕ!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Информируем Вас, что заявление для приема в 1 класс можно подать при помощи портала «Госуслуги». 

Как через «Госуслуги» подать заявление в первый класс школы? 

 1234567.png
ВАПАВУЫ.jpg

 

Ознакомиться с условиями предоставления услуги Вы можете здесь
07545150973905412907.png

 

 

 


ывавы.jpg

 

logo.png

Социологический опрос для получателей образовательных услуг «Удовлетворенность системой образования Иркутской области»

 

О регистрации родителей и детей в ГИС "Навигатор"

(нажми на текст)

Дневник.ру

Облако тегов

 

Школьные годы чудесные

После заселения Сибири русскими первые школы стали возникать лишь спустя двести лет. Первоначально навыки в грамоте сельские дети в сибирских селениях получали от представителей духовенства, политических ссыльных и грамотных родителей. Но подавляющее большинство людей было неграмотным. Распространение школьного образования в Сибири начали церкви и частные лица, а в последствии и государство. Первыми очагами грамотности стали Знаменский женский монастырь и Вознесенский мужской монастырь. В 1725 году при нем была открыта самая первая школа нашей местности в г.Иркутске, и вторая за Уралом. Она получила название «мунгальской», так как там проводилось обучение монгольскому и китайскому языку. Это объяснялось тем, что нужда в грамотных людях для хозяйственных, административных, дипломатических целей в Сибири была острее, чем в остальной России. Школы, которые открывались при церквях, назывались церковно-приходскими училищами. Такие школы давали основы письма, арифметики, чтения, обязательным был Закон божий. Кроме обычного учителя в этих школах был также священноучитель. Как правило, им становился священник местной церкви. Эти училища находились в ведении Иркутской епархии. Первые сибирские школы выполняли и церковные, и гражданские потребности.
С 1840-х годов стали открываться первые сельские училища. В селениях, где не было церкви, тоже открывались школы. Открытие таковых происходило на основании решения сельского приговора (собрания крестьян). Такая школа называлась начальным народным училищем. Здание школы строилось и содержалось на средства крестьян данного селения. Из этих же средств выплачивалось жалование учителю. Открывались и частные школы, которые создавались на средства купцов, промышленников, других состоятельных людей. Первоначально эти училища были одноклассными, позднее в крупных селениях их стали переводить в двухклассные.
Кроме того, училища стали делить на:
а) училища для обоего пола
б) женские училища
в) инородческие училища.
Они давали только начальное образование. Однако и при этом школы были далеко не в каждом селении. Первые сельские школы Иркутской губернии имели малую численность обучающихся, в них не хватало парт. Очень часто крестьянам отказывали в приеме их детей в школу по этой причине, хотя желающих обучаться грамоте детей становилось все больше. После введения новой Александровской реформы народного образования в начале 19 века стала активно формироваться государственная система школ. В губернии становилось все больше женских, мужских и инородческих училищ. В Иркутской губернии до второй половины XIX века не было учебных заведений по подготовке учительских кадров. Первоначально учителей переводили из Европейской части. Для этого требовалось учителю подать прошение Министру Народного просвещения Российской империи о назначении его в Восточную Сибирь. Каждая кандидатура изучалась в Министерстве внутренних дел, и только оно могло обозначить резолюцию о благонадежности просителя. По результатам проверки Министерство внутренних дел направляло официальную бумагу с положительным или отрицательным заключением.
К концу XIXвека учителей для народных училищ стали готовить духовная и учительская семинария, здание которой и поныне сохранилось в предместье Марата. Учителями становились выпускницы женских гимназий и институтов, епархиального училища. Довольно часто приходили работать учителями и отставные военные. Какими же учебниками пользовались дети в те далекие годы?
1. Закон Божий – молитвенник Протопопова
2. Русский язык – букварь Вахтерова, 1,2,3 книги
3. Грамматика Некрасова 1и 2 выпуски.
4. Чтение – пластырь
5. Арифметика – Арженников 1 и 2 год
6. Задачник Еврушинского
7. Чистописание – прописи прямого письма, справочник Ельцовой
8. Рисование – книга Пудыковича
А также комплекты картин «Времена года», «Из истории России», «Зоология животных».
Экзамены в выпускных классах проводились в апреле-мае. Как правило, Инспектора народных училищ выезжали на экзамены во вверенные им школы.
И наконец-то в 1904 году в селе Буреть было открытоБуретско-Пономаревское начальное сельское училище для обоего пола.
Первой учительницей стала Онисимова Елизавета Ивановна (1870-?). Из материалов ИГА следует, что Онисимова Е.И. возраста 30-35 лет учительница начальных сельских училищ для обоего пола. В 1900-04 гг. работала учительницей в Усолье-Жилкинском училище для обоего пола. (селение в настоящее время не существует). Летом 1904 года она отправила прошение Директору народных училищ с просьбой перевести ее по состоянию здоровья в Куйтунскую женскую гимназию. Однако, резолюцией Директора от 17. 07. 1904 года она была направлена в только что открытое в Буретско-Пономаревское начальное сельское училище для обоего пола, где и начала учительствовать с 01.09.1904 года. Возможно, в своей работе она пользовалась книгой «Семья и школа» 1888 года, которая хранится в нашем музее.
В первые годы советской власти название школы изменилось. Портрет П.А.Пономарева, который долгие годы висел на самом почетном месте, был снят, и детям приказали забыть его имя. Об этом помнит старожительница Бурети Килишкина Анна Ивановна из рассказов своего отца.
В архивах за эти годы о работе школы сохранилось много отчетов, но очень мало фамилий. До сих пор неизвестны фамилии двух учительниц, работавших в 1920-е годы, но хорошо известно, чем они занимались. Кроме обучения грамоте, они проводили революционные праздники и антирелигиозную работу. На 1 января 1921 года в Перво-Буретской начальной школе (теперь она снова сменила свое название) обучалось 85 учеников. По вечерам учительницы обучали взрослых на пунктах ликвидации неграмотности. В избе-читальне для буретцев были разложены газеты «Восточно-Сибирская правда», «Сельская правда», «Власть труда», «Советская деревня», журналы «Лапоть» и другие издания. В 1923 году состоялась Неделя беспризорного и больного ребенка. 4 ноября 1928 года на заседании Буретского сельского совета (председатель Охлопков Тихон Николаевич) было принято решение выделить средства для угощения детей в честь пролетарского праздника 7 ноября. Состоялось угощение 19 лучших учащихся. В настоящее время живы лишь некоторые из детей тех учеников. Теперь они пенсионеры. До 1929 года в школе работала учителем и заведующей Бухарина М.И.
В 1928-29 учебном году был принят учителем Соржинский, который после проверки районо и докладной записки инспектора был из школы переведен.
В 1929-30 уч. году заведующей школой работала Панова А.А. опытный педагог с 10-летним стажем. Имела хорошие отзывы о своей работе. Работала одна в переполненных классах. По решению комиссии Буретского сельсовета в район было направлено заявление о необходимости иметь второго учителя. И с декабря 1929года здесь стала работать Гребнева Варвара Гавриловна. Обе учительницы проработали до 1933 года. Затем перевелись в другие школы района. В 1933-34 учебном году заведующей школой была назначена молодая учительница по фамилии Серышева, недавно переехавшая в наш район со средним педагогическим образованием и стажем в 4 года.
С 1935 года учителем Буретской начальной школы работала Андреенко Мария Ивановна. «...В 1935 году она окончила педрабфак при Иркутском пединституте. Училась 3,5 месяца на историческом отделении, по семейным обстоятельствам пошла работать. Отношение к работе добросовестное. Дисциплина учащихся достаточная...» (из педагогической аттестационной характеристики).
В 1937-39гг учителем данной школы работала Наумова Прасковья Федоровна. Сведения о ней были найдены в похозяйственной книге Буретского сельсовета.
С 1939 года учителем Перво-Буретской школы стала Панова Александра Николаевна. Из ее аттестационной характеристики «...В 1933 году она прошла трехмесячные педкурсы при Ветлужском педтехникуме. Одновременно занималась с двумя классами. К работе относилась добросовестно. Успеваемость в 1 классе – 88%, в 3 классе – 84%. Неуспеваемость учащихся объясняется их неспособностью. Дополнительные занятия проводила. Тетради чистые и проверялись систематически. Классом владела. В политических вопросах разбиралась недостаточно. Общественную работу на селе вела...».
К началу Великой Отечественной войны Буретская начальная школа выпустила несколько поколений своих учеников. Многие из них трудились в родном колхозе «Страна Советов». Когда прогремела война, мужчины стали собираться на фронт. Скоро на селе мужчин почти не осталось, вся тяжелая работа легла на плечи женщин и вчерашних школьников. В боях за Родину сложили головы 37 наших односельчан, только из семьи Казариновых погибло 7 человек. Мы чтим их память, ухаживаем за монументом в центре села, преклоняемся перед труженицами тыла.
И в это страшное время учитель Панова Александра Николаевна (1915-?) тоже стояла на своем посту. Все село помогало фронту. Александра Николаевна вместе с учениками собирала и отправляла для отцов и братьев своих родственников и односельчан посылки, письма и рисунки, читала детям фронтовые письма, сводки Совинформбюро.
В 1946 году в село приехала семья учителей Цветковых. В Буретской начальной школе они проработали до 1966 года. Из подлинных личных документов, которые в 2003 году подарил музею их сын Борис Васильевич, мы восстановили историю жизни этой семьи. Василий Григорьевич (родился 7 февраля 1903г, умер в 1993 г) получил образование в Иркутском университете. С июля 1939г. по июль 1940г. работал пропагандистом в Ирбейском райкоме КПСС Красноярского края. С 1940 года вновь приступил к педагогической деятельности. Летом 1941 года семья переехала в Усольский район Иркутской области, и он был назначен заведующим Холмушинской начальной школы. Но началась война, и Василий Григорьевич ушел на фронт. В ряды РККА он был призван 9 ноября 1941 года. Проходил службу в воинской части 255 учебного центра Политуправления.
Его семья, жена и две дочери, остались в Холмушино, где Мария Петровна работала учительницей. 17 декабря 1942 года Василий Григорьевич был комиссован и получил бессрочное свидетельство о негодности к военной службе. После возвращения домой был назначен военруком Биликтуйской семилетней школы. С 1945 года работал учителем Цейлотской начальной школы. Учителей переводили, когда на фронт уходили учителя – мужчины. Так Мария Петровна с детьми кочевала из села в село, из одной школы в другую, пока не приехала летом 1946 года в село Буреть.
Мария Петровна была назначена заведующей школой (1910- 1972гг.), а ее муж Василий Григорьевич – учителем. По рассказам детей Цветковых, они поселились в здании школы, где было предусмотрено жилье для учителей. Много позднее в этом помещении была учительская и столовая. Почти всегда жили при школе, в какой-нибудь школьной «квартире» или классе. Но друзей – у Цветковых всегда было много. Собирались в воскресные дни на вечеринки, где читала стихи, новую книгу, всегда пели песни.
Вместе с детьми из семей Некрасовых, Шеиных, Килишкиных, Нестеровых в школе учились Феликс Довьгяло, Волохович Ванда и другие дети ссыльных поляков, которых в ту пору в Бурети проживало 6 семей. Работать было трудно, так как была малокомплектная школа. В классе на занятиях сидели ученики 1-3 классов и 2-4 классов. Подготовка материалов и планов сразу двух классов требовала больших усилий, учитывая, что методической литературы не было. А в классах сидели великовозрастные ученики.
Марию Петровну любили все: ученики, их родители, просто жители. Они пользовались очень большим уважением. За советом шли к Марии Петровне все: мужчины, женщины со своими наболевшими вопросами и уходили утешенные, обласканные добрым словом, добрым взглядом.
Василия Григорьевича боялись, но уважали. Да и собственные дети знали, что отец всегда их защитит, что бы не случилось. Был у него сильный, даже жесткий характер. Самостоятельный. Честный и бескомпромиссный, он снискал уважение многих за эти черты характера. Когда в колхозе качали на пасеке мед, то звали Василия Григорьевича, зная, что мед «не утечет на сторону».
Один раз в месяц Василий Григорьевич ходил пешком за заработной платой в Усольское РАЙОНО. Пешком до Московского тракта, а потом на попутной машине в кузове. Или до Тайтурки, а затем на поезде, таким же путем обратно. В этот день Мария Петровна работала в две смены. Если Василий Григорьевич был болен, то тот же путь проделывала Мария Петровна. И так каждый месяц и каждый год. Свою профессию они любили, работали с полной отдачей сил и любви к ученикам.
А к праздникам Василий Григорьевич и Мария Петровна готовили концерты, даже небольшие театральные постановки. Мария Петровна сочиняла стихи, техническую сторону постановки осуществлял Василий Григорьевич. В те, послевоенные годы, не было возможности шить костюмы для сцены, и поэтому делали их из марли, красили в разные цвета и все это под руководством Цветковых.
Цветковы учили любить свою семью, свою школу, колхоз, любить и оберегать природу. Василий Григорьевич, например, изучение слоев почвы проводил наглядно: экскурсия в лес и там ребятишки под его руководством рыли землю и наглядно видели все почвенные слои. Разве может это забыть ученик?
Ходили и в походы, разжигали костер, пекли картошку, ели, - это, конечно для юных душ, познающих мир, незабываемо. И помогала им истинная любовь к своей профессии. А главное – они жили со всей страной вместе, шагали одной дорогой, не считали себя вне Родины, вне своей малой Родины. Это заложили они в своих детях и, наверное, в душах своих учеников.
Когда в 1959 году начались изыскательные работы по выбору строительства гидроэлектростанций на Ангаре, выяснилось, что перепад уровня воды только от озера Байкал до Усолья равнялся 16 метрам. Предполагался большой уровень подъема воды и в этом случае предстояло сносить и переносить большое количество сел, поселков, деревень. Под затопление попало и наше село Буреть. Вместе с другими строениями была перенесена и школа. Она стала несколько выше, так как был залит бетонный фундамент, железную крышу сменили на шиферную. При этом планировка здания осталась прежней.
Мария Петровна и Василий Григорьевич оставили в нашем селе о себе добрую память. Сегодня их ученики, уже бабушки и дедушки, хорошо помнят этих учителей за их доброту и порядочность.
В 1966-69 гг. учителем Буретской начальной школы работала Шидина Ольга Михайловна.
В 1967-68 гг. заведующим школой и учителем был Бояркин Константин Андреевич.
В 1968-71 гг. - Кабакова Наталья Леонидовна. Про названных учителей поиск материалов продолжается.
С 1967-73 гг. заведующей школой и учителем стала Виницкая Ольга Григорьевна (1920-2006) многодетная мать, труженица тыла. Из воспоминаний Ольги Григорьевны: «…в 1959 году в 4 классе вместо естествознания был введен новый предмет природоведение. Это был первый учебник в начальной школе в цветном исполнении».
В 1967 году в начальной школе произошло еще одно важное новшество: обыкновенная ручка с чернильным пером была заменена шариковой ручкой. В связи с этим были изменены правила правописания заглавных и строчных букв. В 1969 году предмет арифметика был заменен на математику. По всем предметам начальной школы были заменены давно устаревшие программы и учебники.
С 1971 года и до сегодняшнего дня работают учителями начальных классов Гобрейчук Татьяна Тимофеевна, а с 1972 года – Ефременко Светлана Петровна, которая с 1973 года в течение 20 лет исполняла обязанности заведующей начальной школой.
В эти годы велись самые обычные предметы: русский, математика, природоведение. В отличие от сегодняшнего дня велось чистописание. В послеурочное время учителя проводили экскурсии, праздники, субботники по сбору лекарственных трав. В эти годы в школе была открыта группа продленного дня, воспитателями работали сами учителя. С 1969 года через столовую ОПХ «Буретское» в школе организовали горячее бесплатное питание для учащихся. С 1994 года и в течение нескольких лет эти учительницы обучали своих детей по новой технологии Л. Занкова, элементы которой используются в их работе и сейчас. Кроме того, Светлана Петровна в 2003 году начала работу по русскому языку и чтению по обновленной традиционной системе Бунеевых. Более половины своей жизни и частицу своего сердца отдали своим питомцам эти учителя-ветераны педагогического труда. Они пользуются заслуженным уважением на селе. Теперь к ним идут учиться дети и уже внуки их первых учеников.
В 1981 году после окончания Черемховского педучилища в Буретскую начальную школу пришла работать воспитателем группы продленного дня Звонцова Светлана Геннадьевна (1962-1997), а в 1985 году ушла с этой работы по состоянию здоровья. Она продолжала жить и трудиться в селе Буреть до 1997 года.
С 1983-89 гг. работала учителем начальных классов Садкова Надежда Владимировна. Долгое время она преподавала в Белой средней школе п. Средний. Сегодня она вновь вернулась в Буретскую школу.
В крепкое хозяйство приезжали новые люди, в основном, молодежь. Привлекала приезжающих и наша живописная природа. Число жителей в Бурети быстро увеличивалось. В Буретской начальной школе с 1957 г по 1967г. численность обучающихся увеличилась с 31 до 61 чел. Дети, окончившие начальную школу, продолжали обучение в средних школах Мальты, Тайтурки, Среднего.
Буретские родители все чаще стали поднимать вопрос о строительстве средней школы в своем селе. ОПХ «Буретское» имело такую возможность. В 1990 году под руководством директора ОПХ «Буретское» Колесникова Николая Леонтьевича развернулось строительство новой средней школы.
В начале 1990-х г. в школе стали работать освобожденными воспитателями групп продленного дня выпускница Усольского педучилища, бывшая ученица Буретской начальной школы Логунова (Чернотович) Ирина Егоровна (ныне продолжает работать в нашей школе учителем начальных классов). Вместе с ней начала работать молодой специалист, выпускница дефектологического факультета Иркутского педагогического института Казаринова Галина Владимировна.
С 1987-2002гг. в начальной, а затем в средней школе работала талантливый педагог Чуева Эмма Борисовна. Все свои знания и умения она отдавала детям. Одна из немногих в Усольском районе, которая работала по программе Эльконина-Давыдова. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе и проживает в Германии.
В 1970-1994 г.г. численность учащихся составляла от 35до 56 чел. Все эти годы Буретская начальная школа славилась своими учителями. Практически ежегодно коллектив учителей по итогам приемки начальных школ Усольского района занимал призовые места.
Строительство новой средней школы несколько раз замораживалось. Но несмотря на огромные финансовые трудности, эту работу довольно успешно продолжил новый директор ОПХ «Буретское» Шуплецов Владимир Анатольевич. Именно благодаря ему строительство было завершено. В 1993 году руководство школой-новостройкой приняла, учитель Белореченской школы Сизых Галина Петровна, которая занималась комплектацией школьного оборудования и подбором кадров.
В 1994-95 учебном году на базе начальной школы во вторую смену была открыта школа-семилетка, куда были переведены учащиеся 5-7 классов из Белой средней школы.
Первыми учителями-предметниками стали Сизых Г.П., Бабкина В.П., Зайцева И.Ю., Серегина Т.Ю., Каушева Т.В., Лобода С.Н., Плотникова Н.Н., Казаринова Г.В., Беккер О.В., Королькевич В.Н., Комарова Н.А. и учителя начальных классов: Чуева Э.Б., Ефременко С.П., Гобрейчук Т.Т.